Доброго Вам времени суток! Если Вы читаете эту статью,
значит Вас, как и меня, замучил жор масла и грохот цепи на 1ZZ-FE. Сразу оговорюсь: у меня не было цели делать капитальный
ремонт двигателя, поэтому я менял только кольца. Я ничего не промерял, не смотрел
зазоры, не менял колпачки. Мне просто было интересно проверить мнение о том,
что замена колец решает проблему с маслом. Именно с этой целью я и полез в
движок. Скорее всего я обязательно что-то упущу в своем рассказе, где-то
ошибусь или назову что-то не так, как оно на самом деле называется :)
Не судите строго, материал большой, да и я не профессионал, за всем не
уследишь… Ну что, приступим?
Поддомкрачиваем справа спереди,
снимаем колесо. Затем снизу отворачиваем все, что мешает подобраться к картеру
двигателя (защиту, пластиковые брызговики и т.п.)
Отворачиваем сливную пробку, сливаем масло. Сливаем антифриз
из блока (на задней стороне есть краник, на фото внизу) и из радиатора (сливная
пробка внизу, у меня справа).
Отворачиваем 2 винта и 2 пластиковые заглушки, крепящие
декоративную крышку, снимаем ее.
Отсоединяем 4 разъема от свечных катушек.
Отворачиваем 2 гайки, крепящие планку с проводкой.
Отворачиваем 4 болта, крепящие катушки и снимаем их.
Выворачиваем свечи.
Отсоединяем от клапанной крышки шланги вентиляции.
Отворачиваем винты и гайки, крепящие клапанную крышку, смотрим,
не прикручено ли что-то еще, мешающее – отворачиваем :) Снимаем…
Советую выкрутить клапан PCV, помыть и оценить состояние…
Прочитать про систему его работы можно по ссылке: http://autodata.ru/st/09_pcv/pcv.htm
Пора бы открутить болт на шкиве коленвала. Затянут от души,
готовьте хорошую накидную головку и длинный вороток… Направление – против
часовой стрелки. По книжке для откручивания используется специальная
приспособа, которая стопорит шкив (на фото внизу). Взять ее
конечно было негде, поэтому, вспомнив опыт такого же болта на «восьмерке»,
просто застопорил маховик на стыке двигателя и коробки. Смотрите снизу, там
пластиковая крышечка такая, снимаете и между зубьями маховика вставляете что-то
мощное, ну типа большой отвертки. Убеждаетесь, что при вращении она не
выскочит, вылезаете из-под машины и идете пытаться отвернуть шкив. С первого
раза вряд ли получится закрепить отвертку так, чтобы она не выпадала… Оптимально
конечно, чтобы был помощник… Отворачиваем болт,
снимаем шкив. На валу остается шпонка, не потеряйте ее. Впрочем
у меня она сидела крепко и явно выпадать никуда не собиралась. Смотрим вокруг,
оцениваем состояние сальника, не течет ли из-под него масло. Если да – ну что
же, придется менять. Это несложно, главное аккуратность. Когда будете ставить шкив
на место, протрите его от песка и грязи и смажьте по кругу моторным маслом
посадочное место, соприкасающееся с сальником.
Теперь займемся топливной рампой, ее тоже нужно снять.
Отсоединяем разъемы от форсунок…
Далее снимаем черную пластмассовую детальку :)
с топливопровода.
Тянем за нее вверх, она отщелкивается. Это даст возможность
вращать топливные трубки относительно друг друга и отвести рампу из зоны
работы. Можно вообще разъединить это соединение и снять рампу полностью – у
меня не получилось :( Даже с помощью
умной книжки…
Отворачиваем крепящие болты, тянем рампу на себя и снимаем.
Предсказать, где останутся форсунки, в рампе или в головке, невозможно, но,
скорее всего, в рампе. Вполне вероятно, что в рампе есть давление и
разбрызгивания вокруг бензина не избежать, приготовьте тряпку или клеенку и в
момент снимания рампы накройте ее, хоть от обильного орошения бензином себя и окрестного
пространства убережетесь :)
Не забудьте снять 2 пластиковые втулки, на которых крепилась
рампа
Форсунки на рампе будут выглядеть так :)
Обратите внимание на резиновое уплотнительное кольцо внизу
форсунки. Если его нет – вполне вероятно оно осталось в головке блока. Таких
колец – 4, по одному на форсунку :) В мануале
строго предписано все уплотнительные кольца (да впрочем и почти все резинки,
которые есть в движке) повторно не использовать. Не знаю, не знаю, у меня все
кольца оказались мягкими и вполне на мой взгляд
пригодными к дальнейшему использованию. У себя же смотрите по ситуации…
Сразу краткие рекомендации по сборке. Места под нижние
уплотнительные кольца в головке блока скорее всего
будут в пыли и грязи, аккуратно все надо почистить. Снимаем с форсунок кольца,
аккуратно очищаем их от грязи/песка. Протираем сами форсунки. Желающие могут их
помыть, метериалов по этой теме в Интернете предостаточно. Далее я бы
посоветовал нижние кольца смазать обычным моторным маслом и сразу установить в
головку блока. Так же смазываем верхние уплотнительные кольца, надеваем их на
форсунки, смазываем еще раз поверх :) и устанавливаем
форсунки в рампу, как на рисунке ниже. Потом уже рампу в сборе с форсунками
будете ставить на место, в головку, одновременно контролируя, попадают ли
форсунки в уплотнительные кольца и по мере надобности
корректируя направление.
Далее снимем впускной коллектор. Отворачиваем крепеж. Далее
полагайтесь на свою интуицию, т.к. справа к коллектору присоединен блок
дроссельной заслонки, а подробно описать каждый провод и шланг, подходящий
туда, практически невозможно. Просто смотрите, что Вам мешает и отсоединяйте.
Разъемы сделаны по уму, вставить не в свои гнезда не
получится. Под коллектором – прокладка, повторно (опять же по книжке)
использовать нельзя. Я поставил новую, благо
недорогая.
Продолжаем…
Хорошим накидным ключом (сорвать грани как нечего
делать…) с удлинителем (ибо тяжело…) медленно!
сжимаем натяжитель и снимаем ремень.
Отворачиваем и снимаем правую опору двигателя. Перед этой процедурой
движок снизу надо слегка поддомкратить, чтобы избежать его проседания
вследствие снятия опоры. Место для установки домкрата советую выбрать
ответственно, чтобы домкрат не помешал снятию масляного поддона, и была
возможность еще приподнять двигатель для вытаскивания винта, крепящего
натяжитель ремня. Об этом ниже…
Отворачиваем гайку (верхняя стрелка), крепящую натяжитель и
болт (нижняя стрелка), на котором вся конструкция натяжителя крепится к блоку.
Тут нужно будет домкратом еще приподнимать движок, ибо болт длинный и вынуть
его, не поддомкрачивая, не получится. Снимаем натяжитель в сборе. Оцениваем
состояние подшипника. В моем смазки почти совсем не оказалось, пришлось этот
недостаток исправить :) Сейчас как
новенький. Смотрим внимательно на втулки натяжителя, возможно их тоже
потребуется приводить в божеское состояние. Об этом – ближе к концу…
Отворачиваем 3 болта и снимаем то, к чему крепилась правая
опора двигателя
Отворачиваем 2 гайки и вынимаем гидронатяжитель цепи
Отворачиваем 2 болта и отводим в сторону датчик, чтобы не
мешался :)
Минус 6 болтов – и помпа у нас в руках :)
Не потеряйте уплотнительное колечко. О перспективах его дальнейшего
использования думайте сами. Если что –
герметик – хорошая вещь :) Точно не помню, но 2 или 3 болта – короткие,
по сравнению с остальными! Обязательно заметьте, где они стояли и при сборке
ставьте только на свои места! Длинные болты вкручивать в
короткие отверствия совершенно не рекомендую, до конца не затянете и есть очень
даже реальный шанс повредить крышку. Ну или
болт сломается, как случилось у меня… Вытаскивание обломка – отдельная песня :(
Отворачиваем болт, крепящий шкив насоса ГУРа (шкив стопорим
отверткой, по месту) и две гайки, крепящие сам насос. Снимать совсем его не
нужно, пусть остается на болтах.
Отворачиваем 2 болта, крепящие генератор,
сдергиваем его с места и отводим в сторонку…
Отворачиваем оставшиеся винты/гайки/шпильки по периметру
крышки и, поддев ее отверткой, снимаем. Поддевайте аккуратно, сильно не царапая
поверхность
Снимаем внизу звездочку. При последующей установке будьте
внимательны, буква "F”
на ней должна быть обращена к Вам.
Отворачиваем болт и снимаем левый успокоитель цепи.
Поддев отвертками (или просто руками), тянем нижнюю шестерню
на себя. Снимать совсем не обязательно, главное вытянуть ее до такого
состояния, чтобы можно было снять цепь. Вытягиваем, снимаем цепь.
Отворачиваем 2 болта, снимаем правый успокоитель.
Отворачиваем болтик и снимаем клапан, управляющий подачей
масла в муфту VVT.
Оцениваем состояние, моем, чистим. Хочу заметить, что
вынимается (по крайней мере у меня) он очень тяжело,
будьте аккуратны. Не вздумайте тянуть за разъем, легко сломать.
Чуть ниже, под клапаном, можно вывернуть болтик и достать
фильтр, через который масло поступает в муфту. Рекомендации те же, мыть,
чистить, по ситуации…
Отворачиваем в указанном порядке болты крышек
распределительных валов и снимаем крышки и валы. Отнеситесь к этой процедуре
внимательно, каждую крышку впоследствии нужно будет поставить на то место, где
она была и сориентировать в определенном направлении. Лучше всего разложить их
где-то в сторонке именно в той последовательности, в какой они стояли на
двигателе. Под валами обнаружатся регулировочные стаканчики клапанов, всего 16
штук. Достаем и раскладываем так, чтобы потом не перепутать, от какого клапана какой стаканчик.
Отворачиваем
в указанной последовательности 10 болтов, крепящих головку блока. Тут Вам
понадобится хороший инструмент, т.к. затянуты болты сильно.
Если по науке, то нужен так называемый «10 mm bi–hexagon wrench», в реале оказалась
обычная внутренняя звездочка, на фото головка болта и ключ под нее:
Так как данного ключа у меня не было в наличии, искать/покупать было особенно
негде, да и важность операции по затяжке сомнений не вызывала, был сделан ход
конем :) и вместе с прочим барахлом, требуемым при проведении
данной операции, был заказан и приобретен спецовый ключ Toyota, как раз для этой цели. Вот
собственно и он:
Открутили винты? Чудненько, осталась самая малость :)
Самая малость до окончания операции
разборки…
Теперь самое время поработать под машиной. Нужно отвернуть 2
болта, крепящие приемную трубу глушителя к выпускному
коллектору. Снимать выпускной коллектор Вам не придется, т.к. головку блока
можно снять с ним в сборе. Я еще отворачивал пару болтов, крепящих выпускной
коллектор к блоку цилиндров, думаю, что Вам придется сделать то же самое.
Затем нужно открутить крепеж по периметру поддона двигателя
и снять его. Сразу снимите масляный фильтр, все равно менять…
Отворачиваем снизу 2 гайки и болт и снимаем маслозаборник.
Под ним прокладка, не потеряйте. Оцениваем забитость сеточки, моем …
Ну вот, собственно по разборке вроде все. Можно попытаться
сдернуть головку блока… Еще раз посмотрим внимательно,
все ли от нее отсоединено и ничего не мешает ли, если что-то нашли –
отворачиваем. Головка относительно не тяжелая, я снимал ее один и особых неудобств в смысле её веса не испытал. Если в себе сомневаетесь –
зовите помощника…