Наденька Рушева... Её фамилия по-тюркски, означает — вечно
живущая. А ей было отведено всего лишь 17 лет. Но она навсегда осталась в
своих картинах, которые рисовать начала раньше, чем читать. В 5 лет.
Миру она подарила свыше 12 000 работ, которые не оставляют равнодушными
до сих пор.
Удивительно, что она вообще смогла дожить до семнадцати лет, с
врождёнными повреждениями кровеносных сосудов в головном мозге. Елена
Булгакова, познакомившись с ней, после опубликования иллюстраций к
"Мастеру и Маргарите", говорила, что у девочки , даже, манеры были
булгаковские, вплоть до привычки грызть ногти. И умерла, как Булгаков.
Наклонилась зашнуровать ботинок, и, всё...----------------------<cut>----------------------
Надя с родителями
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в семье художника и
балерины, в городе со странным, гулким названием: Улан-Батор. Потом
семья переехала в Москву. Рисовать девчушка начала с трех лет, много
раньше, чем читать.
Рисунок стал для нее как бы еще одним языком — загадочный,
порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной,
веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.
Пришло вдохновение...
Но над рисунком всегда — затихала, замирала. Над рисунком она как бы
погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в
рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: «Я живу жизнью тех,
которых рисую».
Чем она рисовала? Цветными мелками, карандашом. Пока отец вслух читал
ей «Сказку о царе Салтане», она сделала к ней в альбоме более тридцати
шести рисунков... Кстати, в художественной школе она никогда не училась,
и никто и никогда не мог заставить ее рисовать насильно.
В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером (ручкой), которым в
первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники
обычно им не рисуют — слишком хрупкий инструмент, да и поправки —
исключаются... Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для
нее это было в равной степени легко, она говорила, что только обводит на
листах бумаги внезапно проступившие контуры рисунка лица и фигуры,
контуры и сюжеты. После ее ухода — не поворачивается язык сказать —
смерти, гибели, — столь внезапно все было! — осталось более тысячи
рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту» Пушкину —
триста рисунков...
Первая ее выставка состоялась, когда ей был всего на всего
двенадцатый год. Она училась в 653-ей московской школе, любила кататься
на лыжах, играть в куклы. Московский журналист В. Пономарев («Известия»)
писал 17 апреля 1964 года в своей доброй и чуть ироничной заметке:
«Браво, Надя, браво!» — Эти слова написал на одном из рисунков художницы
итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. «Тонко, темпераментно,
талантливо», — можно услышать в США, Италии, Индии, Японии, ГДР, где
экспонировались ее рисунки. «Восхищены» — это слово встречается чаще
других и в книге отзывов на выставке ее работ, которая недавно открылась
в МГУ.
Художницу интересует очень многое. Об этом говорят названия разделов
выставки: «Русский балет», «Мир животных», «Космос и наука», «Сказки и
фантазии», «Моды вчера и сегодня», «Эллины и рабы», «Мир детей», «Сила и
грация»...
14 апреля в МГУ должна была состояться встреча автора с посетителями
выставки. Но она не получилась. Увидев переполненный зал, автор
растерялся, расплакался и убежал... под бурные аплодисменты зрителей».
За пять последних лет жизни Рушевой у нее состоялось пятнадцать
персональных выставок: в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке.. Пришла
известность, слава, признание. Правда, гонораров из-за возраста Наде
почти не платили — не принято было в те времена выплачивать деньги
ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок,
взрослых дядей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Лишь однажды на
скудно выплаченную часть какого-то гонорара родители Нади смогли купить
ей демисезонное детское пальто). Впрочем, о деньгах никто и не
спрашивал, это тоже было не принято. Но вот любопытный и трогательный
штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На
самом деле у нее их не было — семья со скромным достатком не могла
позволить себе купить дочери, пусть и «самой лучшей девочке в Союзе»
(так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка
мечтать о ней — хотя бы в рисунках!
Слава летела за Надюшей по пятам. Ее узнавали на улицах, брали
интервью, расспрашивали, допытывали о Вдохновении, сравнивали с
«Моцартом в живописи»... А Надя оставалась все такою же обычной.
Спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно «незвездной» девочкой.
Одноклассники Рушевой очень долго не подозревали, что в ней кроется
что-то особенное...
Ну, подумаешь — стенгазету оформила, мало ли кто хорошо рисует!
Детям такое неведение, не виденье Таланта — вполне простительно. А взрослые...
Взрослым в их каждодневной, жесткой суете тоже не всегда открывалось
то волшебное, мгновенное, необъяснимое, что неслышно присутствовало в ее
Даре и отчего захватывало дыхание, завораживало порою.
Несколько редких, минутных случаев, когда взрослым все-таки
становилось доступным и очевидным такое — «нечто» — зафиксированы в
подробном дневнике Надиного отца, московского театрального художника
Николая Константиновича Рушева. Приведем только один эпизод, связанный с
прочтением Надей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В те
далекие уже от нас, шестидесятые годы прошлого века, полуопальное
творение Булгакова свободно приобрести было невозможно; чтобы прочесть
затрепанные синие томики «Нового мира» с главами романа, люди
выстраивались в очередь в библиотеках. Николай Константинович все же
принес домой заветный потрепанный номер с текстом «Мастера» — дали
друзья.
Он никак не думал показывать журнал дочери, считая, что юная
девочка-пионерка мало что сможет разобрать в сложной
нравственно-философской, психологической коллизии романа. А через
несколько дней, войдя в комнатку дочери, был ошеломлен: весь стол
завален рисунками, на которых изображены сцены из романа, портреты
главных героев! Рисунки не умещались на столе, падали на пол. Пораженный
увиденным, отец начал расспрашивать Надю и с изумлением уяснил себе,
что она поняла все — или почти все — в этой необыкновенно сложной и
интересной книге. Особенно привлекала ее тема борьбы добра и зла, столь
полно выраженная в романе, и тема чувства Маргариты и Мастера...
Она, как многие гении, была ребенком от межнационального брака —
дочерью русского художника и первой тувинской балерины; с детства ей
постоянно читали мифы в прекрасных советских переложениях; она росла в
дружной и артистической семье, где никогда не работали для заработка, а
всегда — для искусства. К ней, с первых ее рисунков, было приковано
внимание: старик Гессен, в прошлом кадет-публицист, заказал ей
иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был могучий символ в том,
что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя
девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. И
при этом Надя Рушева была просто — тихим очкариком. Тем разительнее было
торжество ее Дара: худая, темноволосая, ничем не привлекающая внимания в
толпе одноклассников. Иное дело, если вглядеться... Сохранилось не так
много ее фотографий, но есть одна, где она смотрит на картину (не зная,
что ее снимают): вот где огонь, мерцающий в сосуде. Вот где мучительное,
струнное напряжение, которое и ломает, и корчит, и выпрямляет: да если
бы она и ничего не нарисовала за всю свою жизнь — по одному этому снимку
видно гения. Не говоря уж о письмах, в которых она так по-детски
порывиста и так по-взрослому сострадательна; это письма совершенно
ангельские, книжные — без занудства, остроумные — без натуги... ах,
какова она была бы в зрелости!»
Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева:
«5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько
дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя
доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях.
Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша — в школу.
Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла,
а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в
соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних
тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец
приехали, увезли мою девочку на «скорой помощи» в больницу. Через
несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался
врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно
оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало.
Никогда она не болела и не жаловалась.
Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили
поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты
какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее
смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили... А незадолго
до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию.
Печальная музыка... И она сказала: ну как же? И так тяжело — человек
умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит,
если я умру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее
любимой форме) и чтобы играли «Битлз». И, между прочим, так и было...»
Все так и было. Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка...
...У Нади есть один рисунок. Девочка в спортивном свитере рисует «по
воображению» художницу древней Эллады. И вдруг её создание оживает —
так много мыслей и чувств вложено в работу. Надя назвала этот рисунок
«Художница». А могла бы назвать «Автопортрет». Как и её героине, Наде
Рушевой удалось победить время. Преодолеть непреодолимое. И остаться для
живущих девочкой по имени Жизнь.
"Художница"
"Отдых балерины"
"Непокоренная"
"Адам и Ева"
"Юный поэт и дама его мечты"
"Портрет Мастера и Маргариты"
"Понтий Пилат с псом"
"Аполлон и Дафна"
Рисунки Нади Рушевой можно посмотреть здесь: rusheva.org.ua/picture/
|