Чингисхан, основатель монгольского государства, военный
полководец-гений, создавший крупнейшую империю в истории человечества,
среди национальных героев Монголии заслуженно числится на первом месте.
Человеком тысячелетия его назвал Всемирный информационный центр в 1995
г. Самым мощным из всех мужчин его признали генетики в 2003 г.,
обнаружившие схожую генетическую структуру у шестнадцати групп
населения, проживающих на огромном пространстве от Прикаспия до Тихого
океана. Эту найденную одинаковую генетическую структуру предположительно
связали с отцовскими генами Чингисхана. В 2006 г. накануне празднования
800-летия со дня образования монгольской государственности центральную
площадь Улаанбаатора переименовали в площадь Чингисхана, а в монгольских
газетах появилось даже предложение переименовать монгольскую столицу в
его честь. Количество написанных о нем книг и снятых фильмов не
поддается учету. Чингисхан стал самым модным брендом в Монголии, его
именем названы лучшие гостиницы, туристические базы, рестораны, водка,
пассажирские авиалайнеры. Высший орден Монголии – это орден Чингисхана.
Его портрет помещен на бумажных деньгах Монголии, растиражирован на
сувенирной продукции, почтовых марках и значках, его имя теперь
популярно во всем мире.
----------------------<cut>----------------------
Однако,
несмотря на всю эту современную известность и славу, остаются
неразрешимые загадки в истории Чингисхана. Подробности его жизни хорошо
известны историкам из эпических описаний его завоеваний, но при этом
неизвестно где он похоронен и его этническая принадлежность. Считается,
что он был монголом, но по описанию у него были голубые глаза и светлые
волосы. Столицу Монгольской империи – Каракорум археологи нашли на
монгольском Орхоне, но рядом с ней не оказалось, описанных в летописях,
чрезвычайно высоких снежных гор. Описание Каракорума и храма великого
хана оставили средневековые путешественники Плано Карпини и Гильом де
Рубрук, но у них описываемый храм Угэдэя в 10 раз больше найденного, а
скорость их перемещения до монгольского Орхона вызывает удивление даже в
наши дни. Они ехали, судя по записям в их дневникам, с немыслимой для
того времени скоростью 80–90 км в день ежедневно в течение трех месяцев.
Еще большее удивление и замешательство вызывает отсутствие следов
процветания и могущества монголов непосредственно в самой Монголии. За
все время многолетних раскопок в Монголии археологам так и не удалось
найти художественных ценностей и никаких сокровищ, свидетельствующих о
процветании империи в XIII–XIV вв. Мифическую историю Чингисхана нет
необходимости пересказывать – полнее, чем у персидских историков Рашид
ад-Дина и Джувейни написать не получится. В этой истории, как и в
проблеме Шамбалы, меня заинтересовали явные противоречия, объяснить
некоторые из них сегодня настолько трудно, что о них предпочитают не
упоминать.
Оленный камень в окрестностях Мурена, Хубсугульский аймак
В первых тысячелетиях нашей эры на территории Центральной Азии,
сменяя друг друга, возникли хунская держава, Тюркский каганат, Уйгурское
ханство, Киданьская империя, от которых до наших дней остались
многочисленные зримые свидетельства их существования – развалины
поселений, крепостей, дворцов, городищ, курганы, захоронения и
произведения искусства. В настоящее время на территории Монголии
зафиксировано свыше 200 таких памятников. О прошлом процветании этих
культур свидетельствуют найденные неповторимые произведения искусства,
изваянные из камня скульптуры, оленные камни, каменные бабы, памятные
стелы с надписями об исторических событиях, художественные изделия из
бронзы, цветные фрески, ковры, глиняные статуэтки и изделия из кости. На
территории Монголии найдены великолепные образцы киданьских фресок и
узорчатые тюркские ковры, принадлежащие народам, проживающим на этой
территории до монголов. Но от монгольской культуры, периода ее
наибольшего взлета в XIII в. найдено на удивление слишком мало. Великая
Монгольская империя – крупнейшая из всех созданных империй за всю
историю человечества загадочным образом не оставила потомкам практически
никаких следов своего существования. Реконструкция событий XIII в.
построена в основном на письменных свидетельствах, подтвердить которые
археологам пока не удается.
Каменная баба на тюркском захоронении. Западная Монголия
В музеях мира очень мало подлинных исторических реликвий времен
первых монгольских ханов: нет ни великолепных украшений, ни скульптурных
фигур или бронзовых изделий с памятными надписями той эпохи.
Награбленные неисчислимые богатства со всего мира, дань от завоеванных
народов бесследно растворились в степях и песках Монголии, так что
ничего не обнаружили ни археологи, ни случайные путешественники, ни
местные жители. Говорят, что монгольскую казну из Каракорума перевезли в
Пекин, но и в Китае, не удалось найти никаких ее следов.
Казалось бы, что следы столь могущественной и процветающей империи
должны сохраниться до наших дней в большем количестве, чем известно к
настоящему времени. Нельзя сказать, что территория Монголии белое пятно
для археологов, экспедиции здесь работают постоянно и давно. На открытии
международной конференции на тему: «Европейские археологические
изыскания в Монголии» (2005 г.), директор Института археологии АН
Монголии Д. Цэвээндорж сообщил, что в последние годы «в Монголии
археологическими изысканиями занимаются команды из более, чем десяти
стран, по результатам их работы изданы более 300 статей и около 40
монографий, что является большим успехом для немногочисленных археологов
Монголии».
Большинство находимых на территории нынешних Монголии и Бурятии
археологических объектов времен раннего средневековья идентифицируются
учеными как следы тюркской культуры. Находят следы пребывания тюрков:
стелы с надписями (оленные камни) в виде тюркских рун, остатки небольших
поселений домонгольских времен, курганы с захоронениями кыргызских
вождей, но не могилы первых монгольских князей. Пока не найдено ни
одного захоронения монгольских вождей, которые бы подтвердили древние
описания о пышности похорон и богатстве могил. Историки пытаются
объяснить это тем, что захоронения ханов производились тайно, не
оставляя никаких следов могил.
Древний керексур в степях Монголии, Архангай аймак
Особенность степей Монголии – сильное выветривание и размыв почвы,
это позволяет находить случайно, без специальных раскопок, прямо под
ногами на поверхности земли свидетельства древности. Следы
предшествующих культур отчетливо читаются на ней, но среди обнаруженных
исторических объектов не сохранилось ни одного монументального памятника
XIII в. – эпохи величия монголов и их успешных завоеваний. Единственное
исключение – так называемые земляные валы Чингисхана, сооружаемые для
грандиозной облавной охоты, часто носящие его имя, но на самом деле не
имеющие к нему никакого отношения. Никто уверенно не может датировать их
эпохой Чингисхана, они могли быть сооружены как раньше, так и позже его
правления.
Наскальные рисунки конных воинов
В 1206 г. в центре Монголии на реке Онон прошел курултай – съезд
ханов всех монгольских племен, провозгласивший Темучжина великим каганом
и присвоивший ему титул Чингисхана – «Величайший из правителей,
Повелитель всех людей», под которым он и стал известен в истории.
Созданная при его правлении и его потомками Монгольская империя
подчинила себе все земли, в том числе и Тибет, где был распространен миф
о Шамбале, но так и не соприкоснулась близко со священной страной
буддистов, существовавшей в одно время с процветающей империей
Чингисхана. Возможно, монголы и подходили к границам этой мифической
страны, когда сражались с жителями подземной страны у предгорий
Куньлуня. Сегодня, точно узнать об этом уже невозможно, но попытаться
сравнить, что сохранилось за прошедшие восемь веков о Чингисхане и
Шамбале представляется интересным.
В отличие от имен мифических царей Шамбалы, имя Чингисхана и
подробности его жизни известны значительно лучше. Из исторических
летописей можно представить, где жил, когда и с кем воевал, что говорил и
какими законами руководствовался при своем правлении Властелин мира –
Чингисхан. Однако, несмотря на единый отрезок времени сосуществования и
общность географической территории, эти два явления: Чингисхан и
Шамбала, похоже, что так и не соприкоснулись друг с другом, существуя
как бы в разных мирах, не пересекаясь и не встречаясь. Миф о Шамбале в
XIII–XIV вв., вероятней всего, не существовал вне буддийского учения о
калачакре. Как установили историки, во время Чингисхана ламаизм еще не
получил распространения в его государстве и повсеместно в Монголии
главенствовал шаманизм. В шаманских представлениях центральноазиатских
народов нет ничего подобного Шамбале, иная космология, другие имена
небожителей – тэнгрии. Шаманских текстов и молитвенников до наших дней
сохранилось крайне мало, в известных к настоящему времени текстах нет
ничего напоминающего о Шамбале, но есть упоминания имени Чингисхана.
Устная традиция в шаманизме также не имеет сообщений о Шамбале, но
рассказывает о Чингисхане.
В процессе сбора иллюстративного материала для этого текста,
выяснилось, что вещественных свидетельств о Шамбале (живописные танки
Шамбалы и ее Калкинов-королей, руины пещерных городов на Сатледже)
больше, чем изображений Чингисхана и археологических свидетельств,
подтверждающих его присутствие в самой Монголии. Столь значимое по
масштабу событие – завоевание Чингисханом огромной территории, отражено в
исторических хрониках разных стран. Но, парадоксальным образом, это
событие не оставило о себе заметного следа в живописи, скульптуре и
архитектуре самой Монголии. Практически не удается найти никаких
материальных следов процветания Величайшей Монгольской империи, и ее
создателя Чингисхана на ее родине в Монголии, ни следов награбленных им
богатств, ни созданных при его правлении произведений искусства. Это
очень удивительно, если сравнить степень распространения сведений о
Чингисхане и Шамбале, все должно было бы выглядеть наоборот. Отсутствие
археологических находок может объясняться тем, что ученым еще предстоит
найти важные доказательства в будущем или может свидетельствовать о том,
что история могла выглядеть иначе. Не случайно поиск могилы Чингисхана
для монголов стал важным приоритетом. Положить конец притязаниям
иностранцев, когда на могилу одновременно претендуют в Китае и
Казахстане для монголов, наверное, даже важнее, чем найти ее.
Попробуем, рассмотреть существующие известные науке свидетельства о XIII в., относящиеся к эпохе Чингисхана.
Средневековые миниатюры, с изображенными на них татаро-монголоми,
имеются в персидских и в китайских источниках. Наиболее часто
встречаются в публикациях о Чингисхане репродукции средневековых
миниатюр из «Сборника летописей» Рашид ад-Дина. Особенность большинства
этих изображений – значительно более позднее, чем эпоха Чингисхана,
время создания рисунков, но по сложившейся традиции, все средневековые
войны приписывать Чингисхану, все изображения сражающихся всадников на
конях часто именуются монгольскими воинами. При внимательном
рассмотрении миниатюр эта ошибка становится очевидной. Трудно
согласиться с утверждением, что всадники в характерной арабской чалме, с
ружьями за плечами и стреляющие из пороховых пушек, являются
монгольскими воинами. Напомним, что появление огнестрельных пушек
относится к середине XIV в. и их никак не могла использовать армия
Чингисхана, следовательно, и ряд миниатюр не имеет никакого отношения к
монголам. Парадоксально, но все эти сомнительные, одни и те же рисунки
из персидских летописей, по-прежнему фигурируют под названием –
«Монгольское вторжение».
Комментарий к этой картинке в серьезном издании о Чингисхане гласит:
"Воины под командованием Чингисхана осаждают хорошо укрепленную
китайскую крепость". На самом деле это изображение не имеет к Чингисхану
никакого отношения, нападающие воины вооружены ружьями и пушкой,
которые были изобретены примерно через 150 лет после смерти Чингисхана
В «Сборнике летописей» (1311 г.) Рашид ад-Дина есть миниатюры
«Чингисхан на троне, справа его изображены сыновья Угэдэй и Джучи»,
«После падения Бухары, взошедший на трон Чингисхан принимает
сановников», «Сражение воинов Чингисхана с воинами Джелаль ад-Дина»,
«Помост с гробом Чингисхана» и др. Миниатюры о монголах встречаются
также в рукописи «Варка и Гульсах» (XIII в.), хранящейся в музее Топкапу
в Стамбуле. На японских рисунках «Свиток о вторжении с моря» (1293 г.)
можно рассмотреть военные доспехи монгольских воинов. В Монголии никаких
средневековых изображений об эпохе Чингисхана не обнаружено. Встает
закономерный вопрос, если это событие, в самом деле, имело такой размах и
свои корни в Монголии, то почему о столь заметном явлении не осталось
никаких следов в самой Монголии? Почему нет никаких следов богатой дани и
сокровищ, свозимых в центр Монголии с завоеванных земель? Приводимый
историками довод, что культура монгольских кочевников носит
исключительный характер, т.е. монголы не стремились возводить города и
создавать произведения искусства, поэтому и не сохранилось никаких
следов, не кажется убедительным. Из истории известно, что другие
культуры кочевников оставили потомкам богатейшие материальные следы и
даже создали свой стиль в искусстве, например, скифы, хазары, енисейские
кыргызы. Кочевая культура скифов богато представлена уникальными
находками и подробно отражена в объемных фотоальбомах. Количество
найденных скифских золотых и бронзовых предметов поражает воображение.
Из описаний путешественников мы знаем, что Каракорум был сказочным,
процветающим городом, в котором проживало и трудилось множество
европейских ремесленников, непрерывно создающих материальные ценности. В
городе интенсивно велась торговля, в денежном обращении находилось
огромное количество дирхемов и динар, но эти монеты странным образом до
сих пор не находят в Монголии.
Из-за малого количества найденного археологического материала, по
мнению ведущих монголоведов, история средневековья Монголии остается до
сих пор мало изученной. Для историков необъяснимым представляется
стремительный упадок монгольского общества после распада Великой
Монгольской империи. Отсутствие соответствующего XIII в.
археологического материала на монгольской земле побудило ученых назвать
этот период времени «темным веком» или «веком молчания», этот факт стал
благодатной темой для выдвижения фантастических версий «другой истории».
Возможно, археологам все же удастся найти свидетельства, которые смогут
пролить свет на «темные века» в монгольской истории.